Из истории потребительского движения

В начале XX века для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешних общественных объединений потребителей), основными целями которых были защита от монополизма, повышение правовой грамотности потребителей, формирование потребительской культуры.

Считается, что первой организацией, выступившей в защиту прав потребителей, является Независимая лига потребителей, созданная в 1891 г. в Нью-Йорке.

В 1927 году в США вышла в свет книга «Что стоят ваши деньги». Авторы книги – экономист С. Чейз и инженер-электрик Ф. Дж. Шлинк – раскрыли причины тяжелого положения потребителей. Это был трудный период для Америки: приближалась Великая депрессия, раскручивалась инфляция, на потребительском рынке господствовали монополии. В 1928 году С. Чейз учреждает экспертную организацию «Исследования для потребителей», подтверждая тем самым основное право потребителей – право на качество и безопасность товаров, а в 1936 году он создает «Союз потребителей США», который и в настоящее время является одной из самых крупных и авторитетных общественных организаций Америки. Задачи Союза: экспертиза товаров, просвещение и воспитание грамотного потребителя.

Своеобразным качественным переломом в потребительском движении можно считать создание юристом Р. Нейдером общественного объединения, в уставе которого утверждаются не только экономические, но и политические методы защиты прав потребителей: выдвижение свих кандидатов на выборах, законотворческая работа, пикеты, демонстрации и т.п.

Первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г. Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей стали широко развиваться практически во всех странах Европы, к примеру, Национальный совет потребителей Великобритании (1975г.), Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии (1978г.).

В 1960г. движение потребителей приняло международный характер: была создана международная организация потребительских союзов. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. Россия тоже является членом данной международной организации.

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского Президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г.

В этом выступлении впервые были сформулированы основные права потребителей:

    1) право на безопасность;
    2) право на информацию;
    3) право быть услышанным;
    4) право на здоровую окружающую среду.

С этого времени во многих западных странах стали появляться законы о защите прав потребителей (например, Закон США 1975 г. "О гарантиях при продаже товаров широкого потребления", Закон Франции 1983 г. "О безопасности потребителей...").

В конце 80-х годов в законодательстве большинства развитых стран в основном сформировались и закрепились права потребителей. Они основываются на международно-правовом документе – Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" от 9 апреля 1985г N 39/248. Резолюция провозглашала права потребителей:

    - на безопасность товаров;
    - на информацию;
    - на выбор товаров;
    - на выражение своих интересов (право быть выслушанным);
    - на удовлетворение основных потребностей;
    - на возмещение ущерба;
    - на потребительское просвещение;
    - на здоровую окружающую среду.

В период до 1991 года в нашей стране права потребителей, которые к тому времени были регламентированы во всем мире, либо вообще не рассматривались, либо не имели механизма непосредственной реализации.

До середины 80-х гг. XX в. в России отношения по защите прав потребителей в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. "Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества", ст. 364 ГК РСФСР "Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком"). Указанные нормативные акты регламентировали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан, но в то же время не были специально направлены на регулирование защиты прав и законных интересов потребителей.

Правовое регулирование торгового обслуживания осуществлялось рядом подзаконных нормативных актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными правилами, которые иногда в одностороннем порядке навязывали потребителям невыгодные для них условия, ставя в привилегированное положение специализированные организации, обслуживающие население. Достаточно большое количество таких правил в значительной степени ухудшало правовое положение потребителей по сравнению с действующими Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и Гражданским кодексом 1964 года.

Осенью 1988г. была предпринята первая попытка разработки и применения специализированного законодательства о защите прав потребителей, которая заключалась в принятии Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Этот законопроект большей своей частью посвящался рассмотрению и решению проблем, связанных с качеством товаров и услуг, предоставляемых потребителям, а вот защите их прав был посвящен всего один раздел. В мае 1991 года был принят еще один нормативный акт, регулирующий отношения в данной сфере - Закон СССР "О защите прав потребителей". Однако в связи с известной политической обстановкой в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие.

Указанный нормативный акт содержал большое количество положений, которые не были регламентированы гражданским законодательством, а также специальные механизмы реализации всех закрепленных в нем норм, что, несомненно, относилось к достоинствам названного Закона.

В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 года Закона "О защите прав потребителей". Положениями настоящего Закона закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне. К ним можно отнести право потребителей на государственную и общественную защиту, право потребителей на объединение в организации потребителей и многие другие права, закрепленные в международно-правовых актах. Закон "О защите прав потребителей" соответствует основным международным стандартам в области защиты прав потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей состоит не только из Закона РФ "О защите прав потребителей". Это целая группа нормативных актов и постановлений, речь о которых подробно пойдет в следующей главе.

Соблюдаются ли у нас в стране права потребителей? Да, конечно, но далеко не везде и не всегда.

Контроль выполнения законодательства осуществляет мощная государственная структура: федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор.

Её территориальные подразделения, наделенные жесткими контрольно-надзорными функциями, расположены почти во всех субъектах федерации, а также во всех бывших административных районах, средних и крупных городах. Сравнительно хорошо отлаженный процесс государственного контроля дает свои результаты. Система регулярных проверок приводит к выявлению сотен тысяч нарушений прав потребителей; тонны недоброкачественных товаров выбраковываются, нарушители подвергаются административным наказаниям, в ход идут многочисленные штрафные санкции.

Но вот в чем парадокс: анализ результатов контроля за многие годы показывает, что количество нарушений прав потребителей, достигнув определенного, довольно высокого уровня, не уменьшается, количество жалоб и заявлений потребителей растет и, самое серьезное то, что не всегда удается снизить уровень поступления на рынок некачественных и опасных для здоровья потребительских товаров, часть из которых даже запрещена к использованию в самих странах-экспортерах.

Никакие государственные контрольные органы и общественные организации не в состоянии осуществлять тотальные и регулярные проверки каждого изготовителя, исполнителя, импортера и продавца - не хватит ни чиновников, ни государственных ресурсов. Необходимо, кроме государственного и общественного контроля усиливать и иные направления, три из которых являются основными: гибкие и своевременные изменения законодательства о защите прав потребителей, широкие мероприятия по обучению, консультированию и информированию потребителей и предпринимателей, а также конструктивное взаимодействие органов власти всех уровней с общественными объединениями потребителей. Хорошо информированный и знающий свои права потребитель, грамотный и добросовестный предприниматель быстрее найдут общий язык и решат возникшие разногласия без надзорных и судебных органов. Тем не менее, правильная организация и активное осуществление контрольно-надзорных мероприятий с применением административных форм воздействия на нарушителей прав и интересов потребителей позволяют резко ограничивать количество нарушений. Кроме того такие меры служат в качестве профилактики нарушений.

Хотим обратить внимание слушателей на следующее обстоятельство. Изучить законодательство о защите прав потребителей в короткий срок настолько, чтобы успешно использовать его во всех многообразных ситуациях, которые создаются на потребительском рынке – это нереально. Однако, если сконцентрировать внимание на основополагающих позициях, которые главным образом определяют правовые возможности потребителя, то это позволит в большинстве случаев научить потребителя грамотно выстраивать свои отношения с продавцом и избегать ошибок и конфликтов. При разработке пособия мы посчитали правильным в методическом отношении выделить: основные права и обязанности потребителей и предпринимателей; последствия нарушения прав потребителей; законодательные сроки реализации прав (требований) потребителей.