«Назад

О составлении плана контрольно-надзорных мероприятий на 2009 год

О составлении плана контрольно-надзорных мероприятий на 2009 год

В целях реализации приказа Роспотребнадзора от 10.10.2008 № 368 «Об утверждении методических рекомендаций «Примерные нормативы деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях бюджетирования, ориентированного на результат», распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Московской области № 230 от 24.10.2008 направляем информационно-методическое письмо по составлению плана контрольно-надзорных мероприятий.

I. В письме используются следующие термины и определения

Объект контроля (надзора) – деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей.

Санитарно-эпидемиологическая значимость объекта контроля (надзора) – критерий, определяющий потенциальный риск неблагоприятного воздействия объекта на среду обитания и здоровье населения при несоблюдении санитарного законодательства.

Гигиенически значимые объекты - объекты высокой и средней степени санитарно-эпидемиологической значимости

Категория сложности мероприятия – критерий, определяющий требования к квалификации должностного лица при исполнении государственных функций.

Мероприятие по контролю – совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Гигиенически-значимая продукция – продукция, подлежащая санитарно-эпидемиологической экспертизе в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 19.07.07 г. № 224 и государственной экспертизе:

1) пищевые продукты;

2) товары для детей, искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента;

3) материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжении и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах;

4) парфюмерно-косметические средства, средства гигиены полости рта;

5) химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии;

6) полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода; мебель; текстильные швейные и трикотажные материалы, содержащие химические волокна и текстильные вспомогательные вещества; искусственные и синтетические кожи и текстильные материалы для изготовления одежды и обуви;

7) продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, кроме запасных частей к транспортным средствам и бытовой технике (за исключением контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами);

8) издательская продукция: учебные издания и пособия для общеобразовательных средних и высших учебных заведений, книжные и журнальные издания для детей и подростков;

9) изделия из натурального сырья, подвергающегося в процессе производства обработке (окраске, пропитке и т.д.);

10) материалы для изделий (изделия), контактирующих с кожей человека, одежда, обувь.

11) продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, в том числе генерирующего, а также изделия и товары, содержащие радиоактивные вещества;

12) строительное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, лом черных и цветных металлов (металлолом);

13) сигареты и табачное сырье;

14) средства индивидуальной защиты;

15) пестициды и агрохимикаты;

16) материалы, изделия и оборудование, контактирующие с пищевыми продуктами;

17) оборудование, материалы для воздухоподготовки, воздухоочистки и фильтрации;

18) антигололедные реагенты.

II Порядок составления плана

2.1. Планирование контрольно-надзорных мероприятий на 2009 год необходимо проводить в рамках мероприятий ВЦП в соответствии с тактическими задачами и приоритетными направлениями деятельности Управления на основе анализа показателей непосредственного результата деятельности за предыдущий период (2008 год)

2.2. В структуре плановых мероприятий по контролю гигиенически значимые объекты – высокой и средней степени, должны составлять 100%. При установлении степени гигиенической значимости необходимо руководствоваться приложением 14 Методических рекомендаций «Примерные нормативы деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях бюджетирования, ориентированного на результат», утв. Приказом Роспотребнадзора от 10.10.2008 № 368.

Так, магазины розничной торговли скоропортящимися продуктами питания и склады оптовой торговли продуктами питания необходимо отнести к объектам средней гигиенической значимости. При установлении степени гигиенической значимости промышленных предприятий необходимо учитывать особенности техпроцесса, влияние предприятия на среду обитания, а не количество работающих. Количество работающих является критерием при установлении категории сложности мероприятий.

Таким образом, с учетом категории сложности мероприятий и степени гигиенической значимости объекта не рекомендуется планировать учреждения дополнительного образования, торговые палатки, киоски по реализации товаров ограниченного ассортимента, магазины продовольственной торговли площадью менее 100 кв.м., аптечные пункты и киоски, гостиницы и общежития, химчистки, парикмахерские без оказания косметических процедур, культурно-зрелищные учреждения, спортивно-оздоровительные учреждения без бассейнов, здравпункты, медпункты, медицинские кабинеты, деятельность по обращению с отходами промпредприятий до 100 работающих, туристические фирмы.

2.3. Для оценки затрат рабочего времени в графе 3 (перечень объектов надзора, вид деятельности) необходимо указать характеристику объекта. Например: детский сад на 6 групп; цех по производству гофротары, 157 работающих; кафе на 25 посадочных мест; предприятие торговли продуктами питания площадью 200 кв.м.

2.4. При проведении мероприятий по надзору в отношении хозяйствующего субъекта, имеющего в своем составе в качестве структурных подразделений различные объекты надзора (как отдельно стоящие здания и сооружения, так и направления деятельности), объектовые затраты рабочего времени, виды и количество лабораторных исследований и испытаний суммируются.
Например: промышленное предприятие, как хозяйствующий субъект, оценивается в комплексе как объект надзора за условиями труда, объект надзора за средой обитания, объект надзора за питанием населения, объект эпидемиологического надзора и т.д.. Медицинский Р-кабинет: проверка деятельности в области использования ИИИ (значимость средняя, 2 категория сложности, 40 часов), проверка лицензионных требований (значимость высокая, 1 категория сложности, 40 часов)

Промышленное предприятие до 100 работающих, выпускающее гигиенически-значимую продукцию: контроль условий труда (значимость высокая, 3 категория сложности, 120 часов); контроль организации СЗЗ, охраны атмосферного воздуха (значимость высокая, 3 категория сложности, 32 часа),

Лечебно-профилактическое учреждение со стационаром: эпидемиологический контроль, контроль использования ИИИ генерирующих, контроль работы с микроорганизмами, лицензионный контроль, контроль организации питания, контроль санитарно-технического состояния, контроль условий труда, контроль оказания платных медицинских услуг, ЗПП

Таким образом, в графе 3, кроме указания объектов надзора необходимо указать и направления деятельности объекта, подлежащие проверке.

Примечание: необходимо различать понятия «объекта» при статотчетности по формам годового отчета и понятие «объект надзора» при планировании деятельности.

- «Объектами надзора» при заполнении статформ следует понимать объекты (постоянные или сезонные), принадлежащие находящимся на учете в территориальных органах Роспотребнадзора юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю (надзору).

- «Объект контроля (надзора)» при планировании - это деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей.

2.5. Планирование мероприятий по контролю необходимо проводить с учетом рекомендуемых затрат рабочего времени. Затраты рабочего времени на проведение плановых мероприятий по контролю должны составлять до 45%, т.е. до 3,5 часов в день. Таким образом, в зависимости от категории сложности объекта в месяц можно проверить 1-3 субъекта надзора. При этом, данный субъект может быть проверен как специалистами одного направления надзора, так и группой специалистов по различным видам деятельности субъекта. Объектовые затраты рабочего времени, виды и количество лабораторных исследований и испытаний суммируются.

2.6. При составлении плана мероприятии по надзору необходимо учесть объекты относящиеся к 3 группе санитарно-эпидемиологического благополучия, уменьшение административного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства.

2.7. В целях снижения объема внеплановых мероприятий по контролю следует включать тематические проверки субъектов надзора (паводок, сезонная торговля, зоны рекреации) в план (таблица № 1), при этом строго соблюдая периодичность проверок не чаще 1 раза в 2 года (Федеральный Закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ)

2.8. Проведение мероприятий по контролю планируется в отношении юридического лица (субъект надзора). Необходимо учитывать, что в школах, как правило, организацию питания в столовой и медицинское обслуживание в медкабинете осуществляют самостоятельные юридические лица, следовательно, при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении школы, как субъекта надзора, медобслуживание и организация питания не проверяются. Но техническое состояние, обеспеченность помещений оборудованием оценивается на соответствие СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

2.9. Субъекты областного подчинения, сетевые организации не планируются самостоятельно территориальными отделами, только по отдельному указанию Управления.

2.10. Объем лабораторных исследований – планируется по принципу целесообразности, достаточности и возможности оценки результатов на соответствие санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Так, проведение смывов в предприятиях торговли не нормируется санитарными правилами и отсутствуют оценочные нормативы, поэтому исследование смывов во всех продовольственных магазинах не планируется. При достаточном обосновании исследование смывов можно запланировать в крупных магазинах, имеющих фасовочные отделения.

2.11. Объекты потребительского рынка и услуг не являются объектами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и при планировании не учитывается степень их гигиенической значимости, а только категория сложности мероприятий. Объем объектов потребительского рынка и услуг планируется с учетом задач ВЦП «Защита прав потребителей», приоритетных направлений деятельности службы и нормативов в соответствии с приложением 10 Методических рекомендаций. Обращаем внимание, что при проведении плановых мероприятий по контролю в отношении объектов государственного санитарно-эпидемиологического надзора одновременно проводятся мероприятия по контролю в сфере ЗПП.

О.Л. Гавриленко