Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Московской области за 2 квартал 2017 года с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным


Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положениями паспорта приоритетного проекта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017 г. № 13, Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016г. №7, и приказом Роспотребнадзора от 12 декабря 2016 г. № 1218 «О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения».

Обзор правоприменительной практики подготовлен за 1 полугодие 2017 года по результатам контрольно-надзорной по направлениям деятельности: эпидемиология, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, защита прав потребителей.

 

I.                  Общие положения

Государственный контроль (надзор) - функция государства, осуществляемая в целях контроля исполнения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.

Деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в рамках государственного контроля (надзора)  направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Основных формой контрольно-надзорной деятельности являются проверки - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.

Управление Роспотребнадзора по Московской области является территориальным органом Федеральной службы понадзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет государственные функции по федеральному государственному надзору (контролю), согласно ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»:

- проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров,

-       лицензионный контроль деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах,

-     лицензионный контроль деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности),

-     санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза.

В открытом доступе на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Московской области размещены Ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Единый реестр проверок, содержащий информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений еженедельная и иная информация о результатах проверок.

Плановые и внеплановые проверки осуществляются Управлением Роспотребнадзора по Московской области в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований, в т.ч. в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, сфере технического регулирования, соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, выполнение предписаний, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Планирование  на 2017 год плановых проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществлялось Управлением с применением риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности.

Реализация риск-ориентированного надзора позволила пересмотреть методические подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий, выделить приоритеты и сконцентрировать усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда, прежде всего здоровью человека.

Роспотребнадзором разработаны, откорректированы и утверждены методические документы, определяющие единый порядок классификации объектов государственного надзора с учетом потенциального риска причинения вреда здоровью граждан:

- Методические рекомендации «Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий» (приказ Роспотребнадзора от 30 сентября 2015 г. № 1008),

- Методические рекомендации «Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно- эпидемиологического надзора» (приказ Роспотребнадзора от 7 октября 2015г. № 1025),

- Методические рекомендации «Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке по риску причинения вреда здоровью и имущественныхпотерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий» (приказ Роспотребнадзора от 18 января 2016 г. № 16).

Планирование контрольно-надзорных мероприятий осуществляется на основе федерального реестра субъектов и объектов надзора, сформированы перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов.

 

II.                   Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.

 

Региональный блок Федерального реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов позволяет актуализирован с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806, содержит на данный момент 33811 хозяйствующих субъектов и 65256 объектов надзора, в том числе по категориям риска:

-     категория чрезвычайно высокого риска- 165 объектов (0,5 %),

-     категория высокого риска - 881 объектов (2,6 %),

-     категория значительного риска - 4227 объектов (12,5 %),

-     категория среднего риска -  11591 объектов (34,3 %),

-     категория умеренного риска - 13653 объектов (40,4 %),

-     категория низкого риска - 1404 объектов (4,2 %).

Организовано формирование, ведение и актуализация перечня объектов

государственного надзора, которым присвоены категории риска.

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утвержден перечень объектов государственного надзора, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска. Перечни объектов государственного надзора, отнесенных к остальным категориям риска, утверждены главным государственным санитарным врачом по Московской области.

 

По результатам правоприменительной практики выявлены проблемы применения отдельных положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Статья 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ устанавливает обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей уведомлять о начале  осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора), а также об изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;об изменении места жительства индивидуального предпринимателя; о реорганизация юридического лица.

Уведомление представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.

Сведения об изменениях представляются в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По результатам анализа правоприменительной практики установлено, что существующий механизм контроля за предоставлением субъектами предпринимательской деятельности сведений об изменениях является недостаточным. Управление считает  целесообразным дополнить статью 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) частью, предусматривающей ответственность за предоставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего неполные сведения или с нарушением нарушение сроков их представления.

Установленный в настоящее время срок привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца, что зачастую исключает возможность привлечения к административной ответственности, поскольку факт выявления правонарушения становится известен должностным лицам, осуществляющим надзор, при проведении надзорных мероприятий. Согласно правовой позиции судов, данный срок исчисляется с даты совершения правонарушения. Так, согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», что  указанное административное правонарушение не является длящимся.

Необходимо внесение изменений в КоАП РФ, предусматривающих, что правонарушения по статье 19.7.5-1 являются длящимися правонарушениями (считаются совершенным со дня обнаружения).

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, одним из оснований проведения внеплановой выездной проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Из анализа правоприменительной практики следует, что возникают ситуации, когда субъекты предпринимательской деятельности обращаются в территориальные отделы Управления с мотивированными ходатайствами о продлении сроков исполнения ранее выданного предписания. При этом имеют место случаи, по которым причины продления сроков можно охарактеризовать как уважительные (к примеру, отсутствие необходимого финансирования для учреждений здравоохранения и образования). Однако законодательством не предусмотрено возможности продления сроков исполнения ранее выданного предписания.

В связи с изложенным, целесообразно внесение в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ положений, предусматривающих возможность в исключительных случаях принятия органом государственного контроля (надзора) на основании мотивированного решения о продлении срока ранее выданного предписания.

В 1 полугодии 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Московской области проведено 5354 проверок, в том числе 2161 плановых. Количество плановых проверок соответствует уровню аналогичного периода прошлого года и позволяет сохранять минимально достаточный уровень контроля (надзора) в установленных сферах с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Плановые проверки осуществляются с применением риск-ориентированного подхода и соблюдением моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, в отношении которых в течение трёх предыдущих лет отсутствовали вступившие в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или административного приостановления деятельности. Из плана были исключены проверки в отношении 5 юридических лиц. В связи с неосуществлением деятельности объектов по фактическим адресам, указанным в плане плановых проверок составлены акты о невозможности проведения плановых проверок в отношении 7 юридических лиц.

Количество внеплановых проверок в 1 полугодии  3193, что на 8,9%  меньше, чем за аналогичный период 2016 года.

Внеплановые проверки проведены Управлением по следующим основаниям:

- 1575 проверок (49,3%) - по приказу (распоряжению) руководителя Роспотребнадзора, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

- 953 проверки (30%) - по контролю ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

- 307 проверок (9,6%) - рассмотрение поступивших обращений и заявлений на нарушение прав потребителей. Количество проверок по этому основанию сократилось в 3,9 раза по сравнению  с 1 полугодием  2016 года. Сокращение числа внеплановых выездных проверок по заявлениям потребителей на нарушение их прав связано с изменениями в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2017 года и проводимой Управлением разъяснительной компанией нового порядка организации проведения внеплановых проверок при нарушении прав потребителей.

В структуре проведенных плановых проверок по видам деятельности 12,5 % составляют проверки в отношении субъектов, осуществляющих деятельность дошкольных образовательных организаций, 11,8 % - деятельность общеобразовательных организаций, 25,3 % - деятельность лечебно-профилактических организаций, 30,4 % - торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями; 17 % – деятельность промышленных предприятий.

Нарушения обязательных требований выявлены при проведении 95% плановых проверок, по всем фактам выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

Из 953 проверок по контролю ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований исполнение предписаний установлено в 740 проверках, что составило 77,6%.

По результатам проведенных внеплановых проверок в 1553 (48,6%) выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.

По результатам плановых и внеплановых проверок выявлено 11870 нарушений санитарно-эпидемиологических требований и 3411 нарушений правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей. Выдано 2468 предписаний должностного лица об устранении нарушений обязательных требований санитарного законодательства и 1199 предписаний об устранении нарушений требований законодательства о защите прав потребителей.

Во 2 квартале 2017 года Управлением проведено 307 административных расследования, по результатам 183 были составлены протоколы об административном правонарушении.

За указанный период проведено 144 расследования случаев возникновения инфекционных заболеваний (нарушения, способствовавшие возникновению инфекционных болезней, выявлены на 113 (78,5%) случаях), 11 расследований случаев профессиональных заболеваний, 9 проверок устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного приостановления деятельности.

 

С начала года Управлением подано 59 исковых заявлений о защите прав потребителей, рассмотрены и удовлетворены 27 исков. Кроме того, дано 89 заключения по делу.

За 6 месяцев 2017 года Управлением составлено 5603 протокола об административных правонарушениях (в 1 полугодии 2016 года – 6666 протоколов), что на 18,9 % меньше, чем в 2016 году, из них 226 протоколов составлено по результатам административных расследований (в 2016 году за аналогичный период – 355 протоколов).

В 1 полугодии 2017 года правонарушения, совершенные гражданами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в общем по Управлению квалифицировались по 55 составам.  Большинство дел об административных правонарушениях в 1 полугодии 2017 года возбуждалось по ст. 6.3 КоАП РФ – 13,6% (в 2016 году – 21,5%) и по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ – 13,2% (в 2016 году – 9,3%).

По 55 составам административных правонарушений особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 1 полугодии 2017 года Управлением привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа граждан – 62 (1,2%), должностных лиц – 2178 (41,3%), индивидуальных предпринимателей – 417 (7,9%), юридических лиц – 2612 (49,6%).  В 1 полугодии 2016 года граждан – 1,5%, должностных лиц – 45,7%, индивидуальных предпринимателей – 12%, юридических лиц – 40,8%. 

В связи с внесением изменений в КоАП РФ (ст. 4.1.1. КоАП РФ), устанавливающих особые условия применения мер административной ответственности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, почти в 4 раза выросло число предупреждений по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (с 67 до 282 соответственно).

Число постановлений о назначении административного штрафа юридическим лицам в 1 полугодии 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, увеличилось с 40,8% до 49,6% от общего числа вынесенных постановлений.

В 1 полугодии 2017 года наложено 5269 штрафов на сумму 108 млн. 304 тыс. рублей, что меньше показателей за аналогичный период 2016 года (было наложено 6443 штрафа на сумму 114 млн. 555 тыс. рублей).

В судебные органы за 1 полугодие 2017 года Управлением направлено для рассмотрения 487 протоколов об административных правонарушениях по 21 составу КоАП РФ, что составляет 8,7% от всего количества составленных протоколов (1 полугодие 2016 года направлено для рассмотрения 567 протоколов по 29 составам КоАП РФ, что составило 9%).

За грубые нарушения действующего законодательства, связанные с угрозой здоровью граждан, по материалам Управления судебными органами вынесено 30 решений об административном  приостановлении деятельности в отношении 29 организаций. Назначено 30 административных штрафов на сумму 1,5 млн. рублей с конфискацией предметов правонарушений, вынесено 252 административных штрафа на общую сумму 4 млн. 562 тыс. рублей

 Увеличилось количество обжалуемых постановлений с 63 в 1 полугодии 2016 года до 77 в 2017, что составляет 1,4% от количества вынесенных постановлений (в 2016 – 1%). Из обжалуемых постановлений 24 оставлено в силе, 6 постановлений отменены судом, 4 изменены в части суммы штрафа, остальные находятся в стадии рассмотрения.

 

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий Управлением Роспотребнадзора по Московской области во втором квартале 2017 года были выявлены следующие нарушения обязательных требований.

1. Результаты правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий по производству и обороту пищевой продукции:

-  ст. 10, 11, 14, 15, 16, 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» - нарушения в организации производственного контроля, к организации производственных помещений, поточности технологических процессов, в отсутствии необходимого технологического и санитарно-технического оборудования, требований к условиям хранения и удаления отходов производства, в несвоевременном и не в полном объеме прохождении медицинских осмотров, в нарушении условий, сроков хранения продукции, в отсутствии товарно-сопроводительных документов;

-  ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» - состав продукции не соответствует заявленному на этикетке; отсутствуют на маркировке условия и сроки годности продукции; пищевая продукция реализуется без маркировки;

-  п. 49 раздела VIIТехнического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» - разделка полутуш, четвертин, их обвалка и жиловка при температуре воздуха выше +12С°;

-  ст.39 ТР ТС 029/2013 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» -  обнаружение в продукции незаявленных на этикетке и в товарно-сопроводительных документах пищевых добавок;

-  Закон Российской Федерации от 07.02.1992. №2300-01 «О защите прав потребителей» - отсутствуют ценники с информацией о наименовании товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, в нарушении установленных правил продажи отдельных видов товаров;

-  ст. 12 Федерального Закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" отсутствует знак о запрете курения, не оборудовано место для курения.

2. Результаты правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, использующих источники ионизирующего излучения:

-  ст. 11, 27 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.  3.4.2  СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» - отсутствует действующее санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с источниками ионизирующего излучения;

-  ст. 11, 27 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ; п. 3.6 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»,  п. 3.4.3. СП 2.6.1.2612-10 - изменены условия эксплуатации рентгеновского дентального аппарата  без переоформления  санитарно-эпидемиологического заключения на работу с источниками ионизирующего излучения;

-  Ст. 11, 27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; п. 2.5.1.; 3.4.11  СП 2.6.1.2612-10; п.п. 2.10, 6.2, 9.12 СанПиН 2.6.1.1192-03 - не пройдено обучение  по радиационной безопасности персонала группы А;

-  Ст. 11, 27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; п.п. 2.10, 7.6  СанПиН 2.6.1.1192-03; пп. 2.4.7,  2.5.1,   4.16, 4.22 СП 2.6.1.2612-10 - контроль индивидуальных доз облучения пациентов не осуществляется;

-  Ст. 11, 27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; п. 2.13 СанПиН 2.6.1.1192-03; п. 3.5.1, п. 3.5.4. СП 2.6.1.2612-10; п.4.3СанПиН 2.6.1.2891-11«Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения» - не обеспечено согласование с органомсанитарно-эпидемиологического заявки на поставку источника и направление извещения в Роспотребнадзор в 10-дневный срок после получения оборудования;

-  Ст. 11, 27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; п.  7.6  СанПиН 2.6.1.1192-03; пп. 2.4.7, 2.5.1, 4.22, 4.23 СП 2.6.1.2612-10 - в органы Роспотребнадзора не предоставлялись формы  статистической отчетности № 1,2,3 –ДОЗ за 2015-2016 г.г и радиационно-гигиенический паспорт за 2015-2016 г.г.;

-  Ст. 11, 27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; п.3.19 СанПиН 2.6.1.1192-03 - защитные ставни на окнах в рентгеновском кабинете отсутствуют;

-  Ст. 11, 27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; п. 3.20 СанПиН 2.6.1.1192-03 - световое табло (сигнал) "Не входить!" над входом в процедурную рентгеновского кабинета отсутствует;

-  Ст. 11, 27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; п.п. 3.31,8.5, .9.9,    СанПиН 2.6.1.1192-03 - технический  паспорт на рентгеновский  кабинет  отсутствует.

3. Результаты правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении промышленных предприятий:

-  ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» - не проводится в полном объеме периодический медицинский осмотр работников;

-  ст.11, ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 2.4, 2.6, 2.7, 3.1, раздел 3 СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - нарушения по производственному контролю за соблюдением санитарных правил на рабочих местах (отсутствует программа производственного контроля, в программу производственного контроля включены не все разделы, отсутствуют результаты лабораторно-инструментальных исследований);

-  ст. 25 Федерального закона от 30 марта 1999  № 52-ФЗ, п.1.12, п. 2.12, п. 2.11 СП 2.2.2.1327-03; п. 7.3 СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей, п.6.10 СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ»; работодатель не обеспечил правильное хранение спецодежды, что является нарушением п.4.18, п.6.9, п.11.1 Санитарных правил для механических цехов № 5160-89 от 07.12.89г, п.12.2 СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ» - предприятие не обеспечило использование работниками средств индивидуальной защиты при выполнении производственных операций, работниками не используются СИЗ;

-  ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.2.12 СП 2.2.2.1327-03; п. 11.9 СанПиН 2.2.3.1384-03 - не организована централизованная стирка спецодежды;

-  п. 2.5  «Санитарных правил для предприятий черной металлургии», утверждённых Главным государственным санитарным врачом СССР 20.06.1982 № 2527-82, п. 4.15.  СП 2.2.2.1327-03 - в производственных цехах отсутствуют аптечки для оказания первой доврачебной помощи или укомплектованы лекарственными средствами и перевязочным материалом с истекшим сроком годности,

-  п.2.14 СП 2.2.2.1327-03 - нарушения по эксплуатации производственных помещений: в производственных помещениях на воздуховодах вентиляционных систем имеется пыль и копать, не проводится оценка эффективности работы вентиляционных установок,  отсутствуют на предприятии паспорта на вентиляционные устройства;

-  ст.20 Федерального закона от 30 марта 1999  № 52-ФЗ, п.2.1 СП 2.2.2.1327-03, п. 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.33.2 СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций» - отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; 

-  ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции», ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» - выпускается продукция не соответствующая требованиям действующих ТР ТС по маркировке и качеству продукции;

-  п. 2.2, 2.3, 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потреблении» - не соблюдаются требования к обращению с отходами производства и потребления;

-  п.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - не разработан проект организации санитарно-защитной зоны, не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии  санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта организации санитарно-защитной зоны, решение по утверждению санитарно-защитной зоны; 

-  СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» - не соблюдаются условия труда работников:  уровни физических факторов на рабочих местах работников превышают гигиенический норматив;

-   П. 4.3, 4.11 СП 2.2.2.1327-03 - производственное оборудование (станки и инструмент для механической обработки материалов и изделий, а также оборудование при котором образуется выделение пыли) не герметизировано и не снабжено аспирационными устройствами;

-   п.9.1 СанПиН 2.2.2.1340-03 «Гигиенические требования к персонально электронно-вычислительным машинам и организации работы» - нарушены нормы расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) и расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов;

-  п.3.6 СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогеноопасные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» - предприятиями не проведена санитарно-гигиеническая паспортизация по видам деятельности отнесенным к канцерогенным факторам;

-  ст.12 ч.1 п.9, пункт 5 статьи 12 Федерального закона №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» - не соблюдаются требования к знаку о запрете курения, зафиксированы случаи курения работниками в местах где запрещено курение).

4. Результаты правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий в сфере здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг:

В части сбора, очистки, распределения воды.

-   п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п.п. 2.2, 3.1.9   СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - качество холодной и горячей воды у потребителей не соответствует гигиеническим нормативам по органолептическим, химическим, микробиологическим показателям;

-   СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - отсутствует проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на скважинах не обеспечиваются мероприятия по первому поясу зоны санитарной охраны источников (ЗСО);

-  ст.19, 32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, п.3.3, 3.4 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», и п.4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 - не проводится производственный контроль качества питьевой воды, или проводится не в полном объеме;

-  ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, п.3.7. СП 3.1/3.2.3146-13 -  отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта для хозяйственно-питьевых целей;

-  требования Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» - в адрес Роспотребнадзора не направляется информация (сообщения) о возникших технических нарушениях, ремонтно-восстановительных работах, о сроках устранения технических нарушений;

-  п.п. 5.5, 5.7. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» - не проводится ежегодная чистка источников нецентрализованного питьевого водоснабжения (колодцев), с текущим ремонтом оборудования и крепления и дезинфекция;

-  п.25 Приложения №2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302-н  «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», ст. 34 Федерального Закона от 30.03.1999 №52-ФЗ,  п. 2.13. СП 2.2.2.1327-03 - у сотрудников, осуществляющих работы на водопроводных сооружениях, связанных с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей отсутствуют сведения о прохождении периодических медосмотров.

В части удаления сточных вод.

-   п.п. 6.12, 7.1, 7.2, 7.3, 7.6 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения», СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» - не проводится производственный контроль качества сточной воды на выходе с очистных сооружений на микробиологические и паразитологические показатели;

-  СанПиН 2.1.5.980-00 - допускается сброс неочищенных сточных вод, опасных по эпидкритерию и  содержащих возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной природы (общих колиформных бактерий (ОКБ, ТКБ), содержание которых в сточной воде превышает гигиенические нормативы;

-  ст.ст. 10, 20 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, п.4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» - не проводятся исследования атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов предприятия 9очистных сооружений), что является нарушением.

В части удаления отходов и аналогичная деятельность. Деятельность полигонов твердых бытовых отходов (далее – ТБО):

-   п. 2.2., п. 2,5, п. 4.2, п. 4.5, п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - не установлен окончательный размер санитарно-защитной зоны для полигона;

-  п. 3.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» - недостаточный  запас грунта для промежуточной и окончательной изоляции отходов;

-  п. п. 5.1 СП 2.1.7.1038-01 - промежуточная изоляция уплотненного слоя ТБО грунтом недостаточна (на не эксплуатируемых картах видны не засыпанные отходы);

-  п. 5.6 СП 2.1.7.1038-01 – нарушаются требования к содержанию и организации санитарно-защитной зоны полигона ТБО.

В части организации отдыха и развлечений, культуры и спорта:

-  СП 2.1.2. 3304-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта», СанПиН 2.1.2.1188/03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» - не проводится проверка эффективности работы механической вентиляции, очистки и дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования воздуха в бассейнах и объектах спорта.

В части предоставления персональных услуг:

-  СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги» - в парикмахерских (маникюрном и косметическом кабинетах) используется нестерильный материал, отсутствуют необходимое количество минимальных наборов типовых инструментов на 1 рабочее место, не проводится стерилизация инструментов.

В части предоставления социальных услуг:

-   СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания"- неудовлетворительное санитарно-техническое состояние помещений.

Прочие виды деятельности. В части обеспечения санитарно-гигиенических требований к жилым зданиям и помещениям:

-  СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» - не соответствуют гигиеническим нормативам уровни шума в жилых помещениях от работы инженерного оборудования, в том числе размещенного в подвальных помещениях.

5. Результаты правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении детских и подростковых организаций:

1) СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»:

-  недостаточное количество комплектов постельного белья, наматрасников, полотенец в детском дошкольном образовательном учреждении;

-  контроль температурного режима в детском учреждении не проводится, помещения для занятий не оснащены бытовыми термометрами;

-  учебные доски не имеют дополнительного освещения;

-  учебные столы и стулья не имеют маркировку по ростовой группе;

-  педальными ведрами не оборудованы помещения санузла;

-  медосмотр сотрудниками ЛОО пройден не в полном объеме;

-  в туалетных помещениях групп не установлены шкафы для хранения уборочного инвентаря. Уборочный инвентарь хранится открыто, размещается пристенно;

-  мытье кухонной посуды проводится в 1 бытовой ванне, а не в двухсекционной ванне;

-  фрукты, включая цитрусовые, моют не в условиях холодного цеха или цеха (зоны вторичной обработки овощей), а в цехе обработки сырой рыбы, сырого мяса, сырых овощей; 

-  унитазы в группах не оборудованы детскими сиденьями или гигиеническими накладками (сломаны); 

-  не соблюдаются условия хранения овощей и сырого мяса;

-  в примерном 10-ти дневном меню установлен повтор блюда из рыбы  второй и третий день,  повтор которых не допускается в течение последующих 2-х дней.

2) СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»,  СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:

-  не установлена бактерицидная установка для обеззараживания помещений пищеблока;

-  помещения школы требуют ремонта (рекреация и отдельные кабинеты имеют стены и потолки с дефектами, признаки поражения грибком, что не позволяет качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию);

-  не все классные доски оборудованы местным свечением – софитами;

-  стулья в кабинетах информатики не подъемно-поворотные, не регулируются по высоте и углам наклона сиденья и спинки;

-  в отдельных кабинетах проветривание не проводится в связи с тем, что не открываются окна и фрамуги;

-  в расписании уроков не учтено чередование предметов по сложности в течение дня и учебной недели;

-  при расстановке мебели не соблюдены размеры проходов и расстояние от наружной стены;

-  в санитарных узлах отсутствуют педальные ведра и, держатели для туалетной бумаги и бумажных полотенец, кабинки в туалетах для учащихся не имеют дверей;

-  фактическое меню не соответствует утвержденному примерное 14-дневному меню,

-  отмечается повторяемость блюд в течение последующих 3-х дней, названия отдельных блюд не соответствует технологической карте;

-  не проводится обследование технического состояния вентиляции специализированными организациями.

6. Результаты правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении медицинских организаций.

1) СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»:

-  п. 4.2. – нарушение целостности поверхности стен, полов и потолков помещений, что создает трудности для проведения влажной уборки и обработки дезинфицирующими средствами;

-  п.6.5 не проведена паспортизация системы механической приточно-вытяжной вентиляции стационара;

-  п.4.3 – покрытие пола не плотно прилегает к основанию;

-  п.5.8, п.5.6- не все помещения требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживаемого медперсонала оборудованы бесконтатными (не кистевыми) дозаторами для жидкого мыла, кожных антисептиков;

-  п.7.8 – светильники общего освещения помещений, размещенные на потолках, не имеют сплошных закрытых рассеивателей;

-  п.3.2 – не созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения.

2) СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»:

-  п. 4.12 - отсутствуют стойки-тележки для крепления мягкой упаковки для сбора отходов.

3) СанПиН 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения Иммунобиологических лекарственных препаратов»:

-  п.5.5 - не все термоконтейнеры многократного применения укомплектованы паспортом, термокартой, инструкцией по применению,

-  п.5.6 - отсутствует двойной комплект хладоэлементов для термоконтейнеров,

-  п.5.13 - на хладоэлементах отсутствует   маркировка наполнителя,

-  п.п. 6.22, 7.3 - отсутствуют термоиндикаторы для «холодовой цепи».

4)  СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней»:

-   п. 4.4 - журналы учета профилактических прививок, поступления и расходования вакцин,  журнал контроля температурного режима работы холодильника для хранения вакцин   ведутся не по установленной форме.

7. Результаты правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорных мероприятий в сфере защиты прав потребителей.

1) При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в области защиты прав потребителей̆ в сферах розничной̆ продажи пищевой продукции и оказания услуг общественного питания:

-  Ст. ст. 9, 10 Закона  РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей», п.п. 10 и 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи), п. 11 Правил оказания услуг общественного питания, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 №1036 (далее - Правила оказания услуг общественного питания), - в организации торговли (предприятии общественного питания) до сведения покупателя не доводится информация о режиме работы организации, о продавце, о фирменном наименование (наименование) организации, месте ее нахождения (адрес), либо информации о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, а также до сведения потребителей не доведена достоверная информация о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора;

-  п. 19 Правил продажи - отсутствие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары;

-  п. 12 Правил продажи, п. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О техническом регулировании» - реализация продукции, подлежащей̆ обязательному подтверждению соответствия, осуществляется без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

-  п. 1 ст. 27 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ,  соответствующих положений технических регламентов Таможенного союза на пищевую продукцию - допускалась реализация продукции, маркированной единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, в то время, как обязательное подтверждение данной продукции соответствия требованиям, установленным техническим регламентом, не проводилась;

-  Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом) -  допускается продажа алкогольной продукции дистанционным способом (через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»);

-  п.п. 8, 9,  32 Правил продажи товаров дистанционным способом  - при продаже товаров дистанционным способом и по образцам допускались следующие нарушения:
продавец не предоставляет информацию о полном фирменном наименовании продавца, в момент доставки товара покупателю не предоставляются сведения о товаре, о порядке и сроках возврата товара потребителем;

-  п. 6 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. No918 (далее - Правила продажи по образцам) - продавцы не доводят до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы;

-  п. 7 Правил продажи товаров по образцам при демонстрации образцов товаров в месте продажи товаров не предоставляют полную и достоверную информацию о товаре и их изготовителе;

-  п. 12 Правил продажи товаров по образцам - указанные правила в наглядной и доступной форме не доводятся продавцом до сведения покупателей;

-    ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», п.5 Приказа Минздрава РФ от 12.05.2014 №214н «Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения»  - нарушения требований к знаку о запрете курения - отсутствует знак,  обозначающий территорию, здание и объект, где курение табака запрещено; размещается знак, несоответствующий требованиям по его размеру.

2) При проведении проверок в области медицинских услуг:

-  П.п. 5, 11, 12, 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, ст. 8, 9, 10, 37 Закона РФ от 07.12.1992 № 2300-1 - на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствует информация для потребителей: график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; порядок оплаты предоставления медицинских услуг; информационные стенды в месте оформления платных медицинских услуг и в приемном отделении оформлены ненадлежащим образом, а именно в свободном доступе неограниченного круга лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации размещались, напечатанные на досках, только первые листы необходимых нормативно-правовых документов при этом отсутствовали: Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг; данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; в заключенных с потребителями договорах отсутствуют полные сведения об исполнителе, а именно: данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию.

 

Основными причинами возникновения нарушений установленных требований могут являться:

-  недооценка руководителями и сотрудниками подконтрольных субъектов возможных последствий не соблюдения обязательных требований  нормативно-правовых актов  и потенциального риска возникновения угрозы причинения вреда здоровью человека; незнание, недопонимание требований нормативно-правовых актов;

-  отсутствие организации на объектах систематического изучения требованийнормативно-правовых актов и слабый внутренний контроль их соблюдения;

-  недостаточная ответственность руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов;

-  прием на работу персонала, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки;

-  недостаточное финансовое обеспечениеисполнения мероприятий по надлежащему содержаниюобъектов (помещений, оборудования, транспорта и пр.) помещений, используемому при осуществлении деятельности, обеспечению соблюдения требований к технологическим процессам;

-  ненадлежащее осуществление производственного контроля.

 

Невыполнения требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в области защиты прав потребителей создают возможность негативных последствий для здоровья населения и состояния защиты прав потребителей:

-        риск роста инфекционных заболеваний, увеличение случаев неинфекционных заболеваний (отравлений), в т.ч. среди детского населения, регистрация случаев профессиональных заболеваний;

-    ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки (загрязнение атмосферного воздуха, питьевой воды, воды открытых водоемов, почвы и др.);

-     ухудшение качества реализуемых товаров и оказываемых населению услуг.

 

В целях недопущения нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Московской области рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям  мероприятия, способствующие их устранению:

1.                     Организовать систематическое изучение  требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с осуществляемым видом деятельности.

2.                     Организовать эффективный производственный контроль соблюдения обязательных требований; при выявлении нарушений проводить дополнительную подготовку (инструктаж, аттестацию) персонала на знание требований нормативных документов.

3.                     Обеспечить соответствие производственных объектов, используемых при осуществлении деятельности, предъявляемым требованиям, в том числе по  площади, набору помещений и их содержанию, оборудованию и пр.

 

 

Рекомендации по устранению выявленных нарушений

(«Как делать нужно (можно)»)

 

1. Соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей при организации отдыха детей и подростков.

Отдых детей  как услуга, имеет ряд особенностей, таких как заключение с потребителями  договоров на оказание услуг, а также туристических путевок.

Приобретая путевку для отдыха детей (за полную, частичную стоимость или за счет бюджетных средств), родители заключают договор возмездного оказания услуг. При этом, взаимоотношения с продавцом путевки подпадают под действие Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закона РФ от 07.12.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Действующее законодательство обязывает летние оздоровительные учреждения соблюдать требования законодательства, однако, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям в сфере летнего детского отдыха, в виду отсутствия в законодательстве соответствующих требований (например, определения существенных условий таких договоров), применяются отдельные статьи Закона РФ от 07.12.1992 № 2300-1.

         Как показали результаты проверок 2016 года, в 70% случаев оздоровительные учреждения не оформляли данные документы.

2. Соблюдение гигиенических требований к режиму дня и учебно-воспитательному процессу в общеобразовательных учреждениях.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Не допускается проведение нулевых уроков. Обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов, классов компенсирующего обучения, в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

Разработаны ряд способов оценки уроков. Так, например, в практике используются ранговые шкалы трудности предметов. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется наибольший подъем учебной нагрузки на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

Расписания для обязательных и факультативных занятий составляются отдельно. Факультативные дни следует планировать на дни с наименьшим числом обязательных уроков.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.

Не рекомендуется проводить сдвоенные уроки. Исключение составляют уроки труда, занятия физкультурой в зимнее время. В начальных классах сдвоенные уроки запрещены.

3. Соблюдение гигиенических требований к школьным портфелям, ранцам и к аналогичным изделиям для детей

СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых» регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ранцы, рюкзаки, портфели для детей. 
 размеры изделий для обучающихся начальных классов должны отвечать следующим требованиям: длина (высота) - 300-360 мм; высота передней стенки - 220-260 мм; ширина - 60-100 мм; длина плечевого ремня, не менее - 600-700 мм;  ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее - 35-40 мм (при этом допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм).

Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий для обучающихся начальных классов должен быть не более 600-700 грамм, для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм, безопасный для здоровья детей и подростков вес содержимого школьного рюкзака или портфеля не должен превышать 3,7 кг, для учащихся 3-6 классов – 2,2 кг, 7-8  классов – до 3,3 кг, 9-11 классов - от 3,2 до 3,7 кг.

 Для того, чтобы обеспечить условия безопасного использования ранца, необходимо строго соблюдать и постоянно контролировать вес ранца с ежедневными учебными комплектами. В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10.

Ранец должен иметь достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса, а для детей начальных классов ранцы обязательно должны быть снабжены формоустойчивой спинкой.

Портфели, школьные ранцы и аналогичные изделия для детей должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям безопасности по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям.

Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. Соприкасающиеся с кожными покровами учащихся конструктивные элементы ранцев, рюкзаков, портфелей не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия. Материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным. При использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки.

4. Соблюдение требований к организации зон рекреаций.

В соответствии с п. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы создания условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения (пп.15); осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (пп. 26) относятся к компетенции органов местного самоуправления поселения.

При размещении, оборудовании, содержании и эксплуатации пляжей должны соблюдаться требования СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (Раздел 5.1), СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», ГОСТ 17.1.5.02-80 «Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые для рекреационных целей, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии качества воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Купаться безопасно только в тех местах, которые официально установлены постановлением главы администрации и имеют санитарно-эпидемиологическое заключение на водный объект, используемый в целях купания.

5. Соблюдение прав пассажиров при задержке авиарейса.

Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным пунктом 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, также как и отсутствия связанной с этим вины, в любом случае - прямая обязанность перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира (см. в этой связи также положения пункта 2 статьи 401 ГК РФ и пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Особо следует отметить, что пунктом 2 статьи 795 ГК РФ закреплено правило, согласно которому: «В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату».

В целях досудебного взыскания штрафа, предусмотренного статьей 120 «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее – ВК РФ), пассажиром в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения, по усмотрению заявителя, перевозчику предъявляется претензия в соответствии со статьей 124 ВК РФ. Причем, согласно положениям статьи 126 ВК РФ, при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев.

Иски к перевозчику, согласно соответствующему правилу, содержащемуся в части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 24.11.2016) (далее – ФАП).

Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (пункт 92 ФАП).

При этом в соответствии с требованиями пункта 99 ФАП при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа».

Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

6. Соблюдение прав, обязанностей и ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма

 Наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан:

- передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;

- принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;

- осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;

- обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Наймодатель, также, несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

Неисполняющий своих обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, наймодатель жилого помещения по договору социального найма несет ответственность, предусмотренную законодательством.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

7. СоблюдениеПравил продажи потребительских товаров и оказание различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

При получении товара, приобретенного дистанционным способом потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются: а) полное фирменное наименование (наименование) продавца; б) фамилия, имя, отчество покупателя; в) наименование товара; г) даты заключения договора и передачи товара; д) сумма, подлежащая возврату; е) подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).

Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.

8. Соблюдение требований федерального законодательства хозяйствующими субъектами.

Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

С целью соблюдения указанных прав хозяйствующие субъекты обязаны исполнять требования федерального законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

·                   выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

·                   разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

·                      обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

·                      осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

·                      проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

·                      своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

·        осуществлять гигиеническое обучение работников.