Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Московской области за I квартал 2017 года Мытищи, 2017

Государственный контроль (надзор) - функция государства, осуществляемая в целях контроля исполнения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.

Деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в рамках государственного контроля (надзора) направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Основных формой контрольно-надзорной деятельности являются проверки - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.

Управление Роспотребнадзора по Московской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет государственные функции по федеральному государственному надзору (контролю), согласно ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»:

- проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров,

  • лицензионный контроль деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах,

  • лицензионный контроль деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности),

  • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза.

В открытом доступе на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Московской области размещены Ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Единый реестр проверок, содержащий информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений еженедельная и иная информация о результатах проверок.

Плановые и внеплановые проверки осуществляются Управлением Роспотребнадзора по Московской области в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований, в т.ч. в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, сфере технического регулирования, соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, выполнение предписаний, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Плановые проверки были запланированы в отношении 528 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что в 1,2 раза меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Сокращение числа плановых проверок связано с применением риск-ориентированного подхода при планировании и моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, в отношении которых в течение трёх предыдущих лет отсутствовали вступившие в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или административного приостановления деятельности. Из плана были исключены проверки в отношении 2 юридических лиц, прекращено 2 проверки. В связи с неосуществлением деятельности объектов по фактическим адресам, указанным в плане плановых проверок составлены акты о невозможности проведения плановых проверок в отношении 5 юридических лиц.

Внеплановые проверки проведены Управлением по следующим основаниям:

- 687 проверок (43,6%) - по приказу (распоряжению) руководителя Роспотребнадзора, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

- 449 проверок (28,5%) - по контролю ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

- 184 (11,7%) - рассмотрение поступивших обращений и заявлений на нарушение прав потребителей. Количество проверок по этому основанию сократилось в 3 раза по сравнению с 1 кварталом 2016 года. Сокращение числа внеплановых выездных проверок по заявлениям потребителей на нарушение их прав связано с изменениями в федеральном законе № 294-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2017 года и проводимой разъяснительной кампанией нового порядка организации проведения внеплановых проверок при нарушении прав потребителей, проводимой Управлением.

В структуре проведенных плановых проверок по видам деятельности 12,6% составляют проверки в отношении субъектов, осуществляющих деятельность дошкольных образовательных организаций, 14,2% - деятельность общеобразовательных организаций, 25,6% - деятельность лечебно-профилактических организаций, 12,7% - торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями 12,6% – деятельность промышленных предприятий.

Нарушения обязательных требований выявлены при проведении 95,3% плановых проверок, по всем фактам выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

Из 449 проверок по контролю ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований исполнение предписаний установлено в 331 проверке, что составило 73,3%. По результатам проведенных внеплановых проверок в 753 (60,1%) выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.

По результатам плановых и внеплановых проверок выявлено 5970 нарушений санитарно-эпидемиологических требований и 1527 нарушений правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей. Составлено 1667 протоколов об административном правонарушении за нарушения санитарно-эпидемиологических требований и 725 протоколов об административном правонарушении за нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей.

Выдано 867 предписаний должностного лица об устранении нарушений обязательных требований санитарного законодательства и 580 предписаний об устранении нарушений требований законодательства о защите прав потребителей. Вынесено 145 предупреждений, наложено 2105 штрафов, применено 15 конфискаций предмета совершения административного правонарушения, 18 субъектам назначено наказание в виде административного приостановления деятельности.

В 1 квартале 2017 года Управлением проведено 174 административных расследования, по результатам 133 были составлены протоколы об административном правонарушении.

За указанный период проведено 83 расследования случаев возникновения инфекционных заболеваний (нарушения, способствовавшие возникновению инфекционных болезней выявлены на 69 (83,1%) объектах, 8 расследований случаев профессиональных заболеваний, 7 проверок устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного приостановления деятельности.

 

С начала года Управлением подано 10 исковых заявлений о защите прав потребителей, рассмотрены и удовлетворены 2 иска. Кроме того, дано 42 заключения по делу.

В I квартале 2017 г. в судебные инстанции подано 21 заявление об отмене постановлений Управления о привлечении к административной ответственности, дела находятся в процессе рассмотрения в судебных органах.

Наиболее частыми правонарушениями, выявленными должностными лицами Управления в I квартале 2017 года, допускались хозяйствующими субъектами по следующим вопросам:

  • Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно­эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил (ст. 6.3 КоАП РФ) - 296 постановлений;

  • Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ) - 359 постановлений;

  • Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) – 133 постановления;

  • Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ) – 125 постановлений;

  • Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований

технических регламентов (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ) – 340 постановлений;

  • Нарушение прав потребителей при продаже товаров и предоставлении услуг (ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ, ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, ч.1, 2 ст. 14.8 КоАП РФ) – 273 постановления.

Основными причинами возникновения нарушений установленных требований могут являться:

  • недооценка руководителями и сотрудниками подконтрольных субъектов возможных последствий не соблюдения обязательных требований нормативно-правовых актов и потенциального риска возникновения угрозы причинения вреда здоровью человека; незнание, недопонимание требований нормативно-правовых актов;

  • отсутствие организации на объектах систематического изучения требований нормативно-правовых актов и слабый внутренний контроль их соблюдения;

  • недостаточная ответственность руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов;

  • прием на работу персонала, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки;

  • недостаточное финансовое обеспечение исполнения мероприятий по надлежащему содержанию объектов (помещений, оборудования, транспорта и пр.) помещений, используемому при осуществлении деятельности, обеспечению соблюдения требований к технологическим процессам;

  • ненадлежащее осуществление производственного контроля.

Невыполнения требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в области защиты прав потребителей создают возможность негативных последствий для здоровья населения и состояния защиты прав потребителей:

  • риск роста инфекционных заболеваний, увеличение случаев неинфекционных заболеваний (отравлений), в т.ч. среди детского населения, регистрация случаев профессиональных заболеваний;

  • ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки (загрязнение атмосферного воздуха, питьевой воды, воды открытых водоемов, почвы и др.);

  • ухудшение качества реализуемых товаров и оказываемых населению услуг.

В целях недопущения нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Московской области рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мероприятия, способствующие их устранению:

  1. Организовать систематическое изучение требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с осуществляемым видом деятельности.

  2. Организовать эффективный производственный контроль соблюдения обязательных требований; при выявлении нарушений проводить дополнительную подготовку (инструктаж, аттестацию) персонала на знание требований нормативных документов.

  3. Обеспечить соответствие производственных объектов, используемых при осуществлении деятельности, предъявляемым требованиям, в том числе по площади, набору помещений и их содержанию, оборудованию и пр.